Дополнения и изменения к ООП НОО 2021-2022

2
2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.4.Рабочая программа воспитания
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа воспитания в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении
«Зерновская школа» Красногвардейского района Республики Крым (далее Программа)
направлена на развитие личности обучающихся, в том числе духовно- нравственное развитие,
укрепление психического здоровья и физическое воспитание, достижение результатов освоения
учащимися образовательной программы.
Нормативно-правовой базой для разработки Программы являются следующие
документы:
1. Федеральный закон № 304-ФЗ от 31 июля 2020 г “О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания
обучающихся”
2. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 04.08.2020 №ДГ1249/06 «О внедрении примерной программы воспитания»
3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 №2945-Р «Об
утверждении плана мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии развития
воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 11.12.2020 №712 «О
внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты
общего образования по вопросам воспитания обучающихся».
5. Информация Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки для
организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным образовательным
программам среднего общего образования от 4 февраля 2021 года.
6. Письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от
25.03.2021 №107801-15 «О методических рекомендациях по внедрению программ воспитания
в образовательные организации Республики Крым».
7. Примерная программа воспитания, утвержденная на заседании Федерального
учебно-методического объединения по общему образованию ФГБНУ «Институт стратегии
развития образования РАО» от 02.06.2020 года №2/20.
8. Методическое пособие «Воспитание в современной школе: от программы к
действиям» Федерального учебно-методического объединения по общему образованию
ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2020 г.
9. Сборник «Воспитание+ Авторские программы школ России (избранные модули)»
Федерального учебно-методического объединения по общему образованию ФГБНУ
«Институт стратегии развития образования РАО», 2020 г.
В центре программы воспитания в соответствии с ФГОС общего образования находится
личностное развитие обучающихся, формирование у них системных знаний о различных
аспектах развития Крыма, России и мира. Одним из результатов реализации программы станет
приобщение учащихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам
поведения в российском обществе. Программа призвана обеспечить достижение учащимися
личностных результатов, указанных в ФГОС: формирование у обучающихся основ российской
идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению;
ценностные установки и социально- значимые качества личности; активное участие в
социально-значимой деятельности.
1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО В ШКОЛЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Программа предусматривает формирование нравственного уклада школьной жизни,
обеспечивающего создание соответствующей социальной среды развития учащихся, и включает
игровую, познавательную, спортивно-оздоровительную, социально значимую и другую
деятельность школьников 1-11 классов.

3
Программа направлена на обеспечение духовно-нравственного развития и
воспитания, социализации, профессиональной ориентации, формирование культуры
здорового и безопасного образа жизни учащихся школы.
Одна из приоритетных задач в сфере воспитания детей, согласно Стратегии развития
воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года - это развитие
высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные
ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой
потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите
Родины, любящей свой родной край, свою малую Родину – Крым.
Традиционными приоритетными направлениями в сфере воспитания детей в
Республике Крым является
- воспитание патриотизма как основы всей воспитательной работы и формирование
любви к родному краю как основополагающего элемента воспитания патриота страны;
- воспитание доброжелательного, бережного отношения к народам, населяющим
Крымский полуостров, формирование у детей и молодежи готовности к осознанной
жизни в духе взаимопонимания, мира, согласия между всеми народами, этническими
национальностями, религиозными группами;
- воспитание жизнестойкости как черты характера, противостоящей любому
негативному влиянию и позитивно воспринимающей мир и свое место в нем.
Процесс воспитания в образовательной организации основывается на следующих
принципах взаимодействия педагогов и школьников:
 неукоснительного соблюдения законности и прав семьи и ребенка, соблюдения конф
иденциальности информации о ребенке и семье, приоритета безопасности ребенка при нах
ождении в образовательной организации;
 ориентира на создание в образовательной организации психологически комфортной
среды для каждого ребенка и взрослого, способствующей конструктивному взаимодействи
ю школьников и педагогов;
 реализации процесса воспитания через создание в школе детско-взрослых общносте
й, которые бы объединяли детей и педагогов яркими и содержательными событиями, общи
ми позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
 организации основных совместных дел школьников и педагогов как предмета совмес
тной заботы и взрослых, и детей;
 системности, целесообразности и нешаблонности воспитания как условий его эффек
тивности.
Специфика расположения школы. МБОУ «Зерновская школа» (далее Школа)
расположена в с.Зерновое, ул. Мичурина, дом 14А, которая удалена от центра села. В
окрестностях школы расположены жилые дома частного сектора и сельскохозяйственные
угодья.
Особенности контингента учащихся. Обучение ведется с 1 по 11 класс по 3 уровням
образования. Количество учеников в зависимости от ежегодного набора первоклассников
составляет примерно в среднем от 110 до 120 человек. 100% школьников – сельские дети ,
для детей из села – Новоекатериновка, организован подвоз школьным автобусом.
Школа, благодаря своему воспитательному потенциалу, способна помочь в
определении ориентации личности каждого ученика.
Этот потенциал Школы может быть реализован при соответствующих условиях,
важнейшими из которых являются:
1. Воспитание учащихся при освоении ими основных образовательных программ, осуще
ствляющееся на основе включаемых в соответствующую образовательную программу р
абочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы,
разрабатываемых и утверждаемых в школе.

4
2. Умение классных руководителей (иных педагогов) управлять воспитательным процесс

ом учащихся, уже в школе способных активно взаимодействовать с окружающим социу
мом.
Социальные партнеры Школы:
 МБОУ ДОД «РЦДЮТ»;
 МБОУДОД «Красногвардейская спортивная школа им. И.В. Стаценко»;
 МБУК «Центральная Районная детская библиотека;
 «Краеведческий музей Красногвардейского района»;
 дошкольное учреждение с.Найденовка Красногвардейского района;
 СДК с. Зерновое и СК с. Новоекатериновка.
Источники положительного и отрицательного влияния на детей. Педагогический
состав – основной источник положительного влияния на детей. Педагогические работники
Школы – педагоги с большим опытом педагогической практики и молодые педагоги с
достаточно высоким уровнем творческой активности и профессиональной инициативы.
Также в Школе имеются квалифицированные специалисты, необходимые для
сопровождения всех категорий учащихся: педагог-психолог, социальный педагог, логопед.
Возможные отрицательные источники влияния на детей - социальные сети,
компьютерные игры, а также отдельные родители с низким воспитательным ресурсом,
неспособные грамотно управлять развитием и организацией досуга своего ребёнка.
Основные традиции воспитания в МБОУ «Зерновская школа»: стержнем годового
цикла воспитательной работы школы являются ключевые общешкольные дела, через
которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогов;
 в школе создаются такие условия, чтобы по мере взросления ребенка увеличивалась
и его роль в таких совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора);
 в проведении общешкольных дел отсутствует соревновательный момент между класс
ами и максимально поощряется конструктивное межклассное и межвозрастное взаимодей
ствие школьников;
 педагоги школы ориентированы на формирование коллективов в рамках школьных к
лассов, кружков, секций и иных детских объединений, на установление в них доброжелате
льных и товарищеских взаимоотношений;
 ключевой фигурой воспитания в школе является классный руководитель, реализующ
ий по отношению к детям защитную, личностно-развивающую, организационную, посред
ническую (в разрешении конфликтов) функции.
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ
В соответствии с Концепцией духовно-нравственного воспитания российских
школьников,
Современный
национальный
воспитательный
идеал
—
это
высоконравственный, творческий, компетентный гражданин Республики Крым и России,
принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за
настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях
многонационального народа Крыма и Российской Федерации укорененный в духовных и
культурных традициях российского народа.
Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для
нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания,
культура, здоровье, человек) формулируется общая цель воспитания в
общеобразовательной организации - личностное развитие школьников, проявляющееся:

5
- в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих
ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);
- в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в
развитии их социально значимых отношений);
- в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта
применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть, в приобретении
ими опыта осуществления социально значимых дел).
Данная цель ориентирует педагогов не на обеспечение соответствия личности
ребенка единому стандарту, а на обеспечение позитивной динамики развития его личности.
Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям
школьников позволяет выделить в ней следующие целевые приоритеты, которым
необходимо уделять чуть большее внимание на разных уровнях общего образования:
1.
В воспитании детей младшего школьного возраста (уровень начального
общего образования) таким целевым приоритетом является создание благоприятных
условий для усвоения школьниками социально значимых знаний – знаний основных норм
и традиций того общества, в котором они живут.
Выделение данного приоритета связано с особенностями детей младшего
школьного возраста: с их потребностью самоутвердиться в своем новом социальном
статусе – статусе школьника, то есть научиться соответствовать предъявляемым к
носителям данного статуса нормам и принятым традициям поведения. Такого рода нормы
и традиции задаются в школе педагогами и воспринимаются детьми именно как нормы и
традиции поведения школьника. Знание их станет базой для развития социально значимых
отношений школьников и накопления ими опыта осуществления социально значимых дел
и в дальнейшем, в подростковом и юношеском возрасте. К наиболее важным из них
относятся следующие:
- быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком
(внучкой);
- уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для
ребёнка домашнюю работу, помогая старшим;
- быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных
занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;
- знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну;
- беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома,
заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем
дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса,
водоёмы);
- проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы,
не прибегая к силе;
- стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания; быть
вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
- соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;
- уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду;
- стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать

6
обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям;
- уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности,
иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;
- быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чём-то
непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу,
отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.
Знание младшим школьником данных социальных норм и традиций, понимание
важности следования им имеет особое значение для ребенка этого возраста, поскольку
облегчает его вхождение в широкий социальный мир, в открывающуюся ему систему
общественных отношений.
2.
В воспитании детей подросткового возраста (уровень основного общего
образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для развития
социально значимых отношений школьников, и, прежде всего, ценностных отношений:
- к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
- к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу
его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в
завтрашнем дне;
- к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос
и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно
оберегать;
- к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования,
нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;
- к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы,
налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного
микроклимата в своей собственной семье;
- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как
результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
- к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком
полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр,
творческое самовыражение;
- к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и
оптимистичного взгляда на мир;
- к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным
социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и
взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие
избегать чувства одиночества;
- к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся
личностям, отвечающим за свое собственное будущее.
Данный ценностный аспект человеческой жизни чрезвычайно важен для
личностного развития школьника, так как именно ценности во многом определяют его
жизненные цели, его поступки, его повседневную жизнь. Выделение данного приоритета
в воспитании обучающихся по уровням основного общего образования, связано с
особенностями детей подросткового возраста: с их стремлением утвердить себя как
личность в системе отношений, свойственных взрослому миру. В этом возрасте особую
значимость для детей приобретает становление их собственной жизненной позиции,

7
собственных ценностных ориентаций. Подростковый возраст – наиболее удачный возраст
для развития социально значимых отношений школьников.
3.
В воспитании детей юношеского возраста (уровень среднего общего
образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для
приобретения школьниками опыта осуществления социально значимых дел.
Выделение данного приоритета связано с особенностями школьников юношеского
возраста: с их потребностью в жизненном самоопределении, в выборе дальнейшего
жизненного пути, который открывается перед ними на пороге самостоятельной взрослой
жизни. Сделать правильный выбор старшеклассникам поможет имеющийся у них реальный
практический опыт, который они могут приобрести, в том числе и в школе. Важно, чтобы
опыт оказался социально значимым, так как именно он поможет гармоничному вхождению
школьников во взрослую жизнь окружающего их общества. Это:
- опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких;
трудовой опыт,
опыт участия в производственной практике;
- опыт дел, направленных на пользу своему родному городу или селу, стране в целом,
опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции;
- опыт природоохранных дел;
- опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в школе, дома или на улице;
- опыт самостоятельного приобретения
новых знаний, проведения научных
исследований, опыт проектной деятельности;
- опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия человечества, опыт
создания собственных произведений культуры, опыт творческого самовыражения;
- опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей;
- опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых людях,
волонтерский опыт;
- опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого самовыражения и
самореализации.
Выделение в общей цели воспитания целевых приоритетов, связанных с
возрастными особенностями воспитанников, не означает игнорирования других
составляющих общей цели воспитания. Приоритет — это то, чему педагогам, работающим
со школьниками конкретной возрастной категории, предстоит уделять большее, но не
единственное внимание.
Задачи воспитания:
1. Реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел,
поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и
анализа в школьном сообществе;
2. Развивать творческие способности одарённых детей, реализовывать их творческий и
интеллектуальный потенциал; стимулировать талантливую молодёжь, презентовать их
достижения в различных отраслях искусства, науки и других сферах деятельности,
популяризировать детское творчество; пропагандировать крымское региональное
культурное наследие;
3. Реализовывать потенциал классного руководства в воспитании школьников,
поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы;
4. Вовлекать школьников в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения,

8
работающие по школьным программам внеурочной деятельности, реализовывать их
воспитательные возможности, пропагандировать региональный крымоведческий
потенциал;
5. Использовать в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать
использование на уроках интерактивных форм занятий с учащимися;
6. Инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на уровне школы, так
и на уровне классных сообществ;
7. Организовывать для школьников экскурсии, экспедиции, походы и реализовывать их
воспитательный потенциал с целью формирования любви к родному краю как
основополагающего элемента воспитания патриота Крыма и всей страны, бережного
отношения к природному наследию;
8. Организовывать профориентационную работу со школьниками;
9. Организовать работу школьных медиа, реализовывать их воспитательный потенциал;
10. Развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее воспитательные
возможности;
11. Организовать работу с семьями школьников, их родителями или законными
представителями, направленную на совместное решение проблем личностного
развития детей.
Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в школе
интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что станет эффективным
способом профилактики антисоциального поведения школьников.
3. ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках
следующих направлений воспитательной работы школы. Каждое из них представлено в
соответствующем модуле.
3.1. Модуль «Ключевые общешкольные дела»
Ключевые дела - это комплекс главных традиционных общешкольных дел, в
которых принимает участие большая часть школьников и которые обязательно
планируются, готовятся, проводятся и анализируются совместно педагогами и детьми.
обеспечивают
включенность большого
числа детей и взрослых

Ключевые дела

способствуют
интенсификации их
общения

ставят их в
ответственную позицию
к происходящему в
школе

Введение ключевых дел в жизнь школы помогает преодолеть мероприятийный
характер воспитания, сводящийся к набору мероприятий, организуемых педагогами для
детей.
Для этого в образовательной организации используются следующие формы
работы:

Социальные проекты
ежегодные совместно
разрабатываемые и
реализуемые
школьниками и
педагогами комплексы
дел (благотворительной,
экологической,
патриотической,
трудовой
направленности),
ориентированные на
преобразование
окружающего школу
социума (День
солидарности в борьбе
терроризмом; Неделя
безопасности;
мероприятия,
посвящённые памятным
датам)

Внешкольный
уровень
9
Акции
участие в акциях
«Белый цветок», «Поезд
Победы», шествии
«Бессмертный полк»

Спортивные
Открытые
соревнования
дискуссионные
участие в соревнованиях
площадки
по футболу, баскетболу, организуемый комплекс
волейболу,
открытых дискуссионных
«Президентские
площадок (детских,
состязания», «Зарничка»,
педагогических,
«Зарница», «Орленок»
родительских,
совместных), на которые
приглашаются
представители власти,
общественности и в
рамках которых
обсуждаются насущные
поведенческие,
нравственные,
социальные, проблемы,
касающиеся жизни
школы, района
(родительские
конференции, встречи с
руководителями
районной администрации
и местного
самоуправления
(депутатами Зерновского
сельского совета).

В основе внешкольного уровня ключевых дел лежат школьные традиции,
адаптированные применительно к сельской школе. Эти традиции воспитания направлены
на воспитание жизнеспособной личности, трудоспособной, социально активной, умеющей
и желающей строить свою жизнь на селе, трудиться на благо села. Особая миссия школы
как социокультурного центра поселка – воспитание чувства патриотизма по отношению к
малой Родине, ответственности за неё. В достижении этих целей очень важны совместные
усилия семьи, школы, социума в целом.
К традиционным республиканским творческим проектам и формам воспитательной
работы, относятся:
• привлечение внимания крымской общественности к интеллектуально-творческой
деятельности одарённых детей, их самовыражения и реализации;
• сотрудничество республиканских организаций дополнительного образования детей с
общеобразовательными организациями Республики Крым;
• активную работу по развитию научно-исследовательской работы Малой академиинаук
школьников Крыма «Искатель», Крымской малой академии искусств и народных ремесел;
• реализацию творческого проекта «Точка роста»;
• реализацию программ дополнительного образования детей;

10
• традиционные для Республики Крым конкурсы: «Крымский вальс», «Мы – наследники
Победы!», «Прикосновение к истокам», «Крым в моем сердце», Фестиваль детского
творчества «Крымский вундеркинд»; «Таланты многодетной семьи», «Зерно истины»,
«Сердце, отданное людям», конкурс семейных школьных команд «Семейный очаг»,
конкурс творческих работ «Хочу написать Закон», телевизионный конкурс знатоков
православной культуры «Зерно истины», республиканская конференция учащихся
общеобразовательных учреждений Республики Крым «Православие в Крыму: история,
традиции, современность» и др.;
• проведение республиканских этапов Всероссийских конкурсов и соревнований:
военно-патриотическая спортивная игра «Победа», «Президентские игры» и
«Президентские соревнования», «Безопасное колесо», «Школа безопасности» и др.

Школьный уровень
Общешкольные
праздники
ежегодно проводимые
творческие
(театрализованные,
музыкальные,
литературные и т.п.)
дела, связанные со
значимыми для детей и
педагогов
знаменательными датами
и в которых участвуют
все классы школы:
(«День матери», «День
Рождения школы»,
Новогодние праздники,
Вечер встречи
выпускников, «День
вывода Советских войск
из Республики
Афганистан», «День
Защитника Отечества»,
«8 марта Международный
женский день», «День
Победы», классные
часы; выставки
рисунков, которые
открывают возможности
для творческой
самореализации
школьников и включают
их в деятельную заботу
об окружающих)

Торжественные
ритуалы посвящения
«1сентября - День
знаний», «Последний
звонок», «Выпускной
вечер», «День учителя»,
«День первоклассника»,
«Праздник прощания с
Букварём»

Церемонии
«Школьная спортивная
награждения (по
лига»
итогам года)
комплекс соревнований
Награждение
(День Здоровья,
школьников и педагогов
Веселые старты; шашки,
за активное участие в
шахматы, настольный
жизни школы, защиту
теннис, волейбол,
чести школы в
баскетбол, миниконкурсах,
футбол), направленный
соревнованиях,
на формирование
олимпиадах,
социально значимого
значительный вклад в
отношения учащихся к
развитие школы.
здоровью, опыта ведения
Способствует
здорового образа жизни, поощрению социальной
популяризацию спорта,
активности детей,
поддержку спортивных
развитию позитивных
достижений
межличностных
отношений между
педагогами и
воспитанниками,
формированию чувства
доверия и уважения друг
к другу

11

Школьный
уровень
Ключевые дела

Уровень классов
выбор и делегирование
представителей классов в
общешкольные советы дел,
ответственных за подготовку
общешкольных ключевых дел;
участие школьных классов в
реализации общешкольных ключевых
дел.

Индивидуальный
уровень
вовлечение , по возможности, каждого ребенка
в ключевые дела школы;
индивидуальная помощь ребенку (при
необходимости) в освоении навыков
подготовки, проведения и анализа ключевых
дел;
наблюдение за поведением ребенка в
ситуациях подготовки, проведения и анализа
ключевых дел, за его отношениями со
сверстниками, старшими и младшими
школьниками, с педагогами и другими
взрослыми;
при необходимости коррекция поведения
ребенка через частные беседы с ним, через
включение его в совместную работу с другими
детьми, которые могли бы стать хорошим
примером для ребенка, через от или иной
фрагмент общей работы.

12

Классный руководитель

3.2. Модуль «Классное руководство и наставничество»

работа с классом

индивидуальная работа с
обучающимися

работа с учителями,
преподающими в классе
работа с родителями
учащихся или их законными
представителями

Работа с классом:
- изучение учащихся класса (потребности, интересы, склонности и другие личностные
характеристики членов классного коллектива), отношений, общения и деятельности в
классном коллективе с помощью наблюдения, игр, методики для исследования мотивов
участия школьников в деятельности и для определения уровня социальной активности
учащихся;
- инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах,
оказание необходимой помощи детям в их подготовке, проведении и анализе; выработка
совместно со школьниками законов класса, помогающих детям освоить нормы и правила
общения, которым они должны следовать в Школе; организация интересных и полезных
для личностного развития ребенка совместных дел с учащимися, позволяющих, с одной
стороны, вовлечь в них детей с самыми разными потребностями и тем самым дать им
возможность самореализоваться, а с другой, установить и упрочить доверительные
отношения с учащимися класса, стать для них значимым взрослым, задающим образцы
поведения в обществе.
Тематика классных часов разрабатывается на год:
 тематические (согласно плану классного руководителя, посвященные юбилейным
датами, Дням воинской славы, событию в классе, стране), способствующие расшир
ению кругозора детей, формированию эстетического вкуса, позволяющие лучше у
знать и полюбить свою Родину);
 игровые, способствующие сплочению коллектива, поднятию настроения, предупре
ждающие стрессовые ситуации;
 проблемные, направленные на устранение конфликтных ситуаций в классе, Школе,
позволяющие решать спорные вопросы;
 организационные, связанные с подготовкой класса к общему делу;
 здоровьесберегающие, позволяющие получить опыт безопасного поведения в социу

13
ме, ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей.
Классные руководители в работе над сплочением коллектива используют
разнообразные формы. Это однодневные и многодневные походы и экскурсии,
организуемые вместе с родителями; празднования дней рождения детей, класса,
включающие в себя подготовленные ученическими микрогруппами поздравления;
регулярные внутриклассные «огоньки» и вечера, дающие каждому школьнику возможность
рефлексии собственного участия в жизни коллектива.
Индивидуальная работа с учащимися:
- наблюдение, анализ поведения, индивидуальные поручения, беседы;
- создание личного портфолио обучающегося;
- работа с одарёнными детьми;
- работа с детьми «группы риска»;
- привлечение специалистов.
Работа с учителями, преподающими в классе:
- работа ШМО классных руководителей - по плану;
- работа по циклограмме на учебный год: работа МО педагогов, работа совета по
профилактике, регулярные консультации классного руководителя с учителями-предметни
ками;
- посещение учебных занятий, мини-педсоветы по проблемам класса, ведение
дневника наблюдений (по необходимости), индивидуальные беседы с учащимися, работа
с педагогом-психологом и социальным педагогом (по необходимости).
Работа с родителями учащихся или их законными представителями:
- беседа родителей, педагогов, администрации (при необходимости) с целью
оказания помощи родителям школьников или их законным представителям в
регулировании отношений между ними, администрацией Школы и учителямипредметниками;
- родительские собрания (тематические, организационные, аналитические, итогов
ые, комбинированные, совместно с учителями-предметниками, совместно с детьми);
- информационные стенды;
- создание и организация работы родительских комитетов классов, участвующих в
управлении Школой и решении вопросов воспитания и обучения детей;
- привлечение родителей (законных представителей) к просмотру вебинаров
воспитательной направленности, Всероссийского родительского собрания;
- работа через интернет - ресурсы: сайт школы;
- индивидуальное консультирование - по плану педагогов или личном запросе;
- совместные дела: организация на базе класса семейных праздников, конкурсов, со
ревнований, направленных на сплочение семьи и Школы; анкетирование и тестирование р
одителей.
Немаловажным аспектом в деятельности классного руководителя является
самообразование и участие в конкурсах педагогического мастерства, таких как:
- ежегодный крымский региональный конкурс педагогического мастерства «Лучший
классный руководитель»;
- ежегодный крымский «Форум классных руководителей»;
- региональный конкурс видео уроков «Урок нравственности»;

14
- Всероссийский конкурс «Воспитать человека»;
- Всероссийский конкурс профессионального мастерства работников сферы
дополнительного образования «Сердце отдаю детям»;
- республиканский конкурс методических материалов по дополнительному
естественнонаучному образованию детей;
- «Фестиваль педагогических инициатив»
3.3. Модуль « Внеурочная деятельность»
Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности
осуществляется преимущественно через:
- вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая
предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые
знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые
отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;
- формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детско-взрослых
общностей, которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными
эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
- создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные
социально значимые формы поведения;
- поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной лидерской
позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых
традиций;
- поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления.
Познавательная деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на
передачу школьникам социально значимых знаний, развивающие их любознательность,
расширяющие их кругозор, позволяющие привлечь их внимание к экономическим,
политическим, экологическим, гуманитарным проблемам нашего общества,формирующие
их гуманистическое мировоззрение и научную картину мира.
Художественное творчество. Курсы внеурочной деятельности, создающие
благоприятные условия для самореализации школьников, направленные на раскрытие их
творческих способностей, которые помогут им в дальнейшем принести пользу другим
людям или обществу в целом; формирование чувства вкуса и умения ценить прекрасное, на
воспитание ценностного отношения школьников к культуре и их общее духовнонравственное развитие.
Проблемно-ценностное общение. Курсы внеурочной деятельности, направленные на
развитие коммуникативных и лидерских компетенций школьников, проектногомышления,
воспитание у них культуры общения, развитие умений слушать и слышать других, уважать
чужое мнение и отстаивать свое собственное, терпимо относиться к разнообразию взглядов
людей, на развитие самостоятельности и ответственности школьников.
Туристско-краеведческая деятельность. Курсы внеурочной деятельности,
направленные на воспитание у школьников любви к своему краю, культуре, природе, его
истории, чувства гордости за свою малую Родину и Россию.
Спортивно-оздоровительная деятельность. Курсы внеурочной деятельности,
направленные на физическое развитие школьников, пропаганду физической культуры и
спорта, развитие их ценностного отношения к своему здоровью, мотивацию и побуждение
к здоровому образу жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование
установок на защиту слабых.
Трудовая деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на развитие
творческих способностей школьников, воспитание у них трудолюбия и

15
уважительного отношения к физическому труду, формирование у них навыков само
обслуживающего труда.
Игровая деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на
раскрытие творческого, умственного и физического потенциала школьников, развитие у
них навыков конструктивного общения, умений работать в команде.
Для реализации внеурочной деятельности в МБОУ "Зерновская школа"организована
оптимальная
модель с учётом материально-технической базы
общеобразовательной организации и кадрового потенциала. Она предполагает, что в ее
реализации принимают участие все педагогические работники (классные руководители,
педагог-организатор, социальный педагог, педагог-психолог, учителя по предметам и др.).
Координирующую роль выполняет классный руководитель, который в соответствии со
своими функциями и задачами:
- взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным
персоналом общеобразовательной организации;
- организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития
положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности
общешкольного коллектива;
- организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей
деятельности коллектива класса, в том числе, через органы самоуправления;
- организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся;
- ведёт учёт посещаемости занятий внеурочной деятельности.
Модуль «Школьный урок»
Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока
предполагает следующее:
- проведение единых уроков в рамках Календаря образовательных событий, приур
оченных к государственным и национальным праздникам Российской Федерации, пам
ятным датам и событиям российской истории и культуры, в также посвященных памят
ным датам в истории Республики Крым:
•
урок, посвященный Крымской войне 1853-1856 годов;
•
урок, посвященный годовщине деятельности Государственного Совета
Республики Крым;
•
урок по теме: «День Республики Крым»;
•
урок по теме: «Россия и Крым – общая судьба», посвященный воссоединению
России и Крыма, а также годовщине со дня проведения в Республике Крым
всенародного референдума;
•
урок, посвященный Дню Государственного герба и Государственного флага
Республики Крым;
- установление доверительных отношений между учителем и его учениками, спосо
бствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечен
ию их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной де
ятельности;
- побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы уче
бной дисциплины и самоорганизации;
- привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией
- инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, в
ыработки своего к ней отношения;
использование воспитательных возможностей содержания учебного предмет
а через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявлен
3.4.

16
ия человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтени
я, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуаль
ных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театр
а, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий,
которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога;
групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаи
модействию с другими детьми;
- включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию
детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в класс
е, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
- организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неусп
евающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотруднич
ества и взаимной помощи;
- инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рам
ках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст
школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической пр
облемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отн
ошения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичног
о выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
Новые знания появляются благодаря совместным усилиям школьника ипедагога.
При этом важно, чтобы задаваемые учителем вопросы воспринимались не как контроль
учителя за усвоением знаний ученика, а как диалог личности с личностью, чтобы задания
хотелось выполнять, не отдавая этому времени часть жизни, а приобретая через них саму
жизнь.
Создание гибкой и открытой среды обучения и воспитания с использованием
гаджетов, открытых образовательных ресурсов, систем управления позволяет создать
условия для реализации провозглашенных ЮНЕСКО ведущих принципов образования XXI
века: «образование для всех», «образование через всю жизнь», образование «всегда, везде
и в любое время». У обучающихся развиваются навыки сотрудничества, коммуникации,
социальной ответственности, способность критически мыслить, оперативно и качественно
решать проблемы; воспитывается ценностное отношение к миру.
3.5.
Модуль «Самоуправление»
Поддержка детского самоуправления в школе помогает педагогам воспитывать в
детях инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство
собственного достоинства, а школьникам - предоставляет широкие возможности для
самовыражения и самореализации. Это то, что готовит их к взрослой жизни. Основная цель
модуля «Ученическое самоуправление» в МБОУ «Зерновская школа» заключается в
создании условий для выявления, поддержки и развития управленческих инициатив
обучающихся, принятия совместных со взрослыми решений, а также для включения
обучающихся школы в вариативную коллективную творческую и социально- значимую
деятельность. Участие в самоуправлении даёт возможность подросткампопробовать себя в
различных социальных ролях, получить опыт конструктивного общения, совместного
преодоления трудностей, формирует личную и коллективную ответственность за свои
решения и поступки.
Детское самоуправление в школе осуществляется следующим образом:
На уровне школы:
Ученическое самоуправление в школе представлено в форме Совета Старшеклассников.

17
В состав Совета Старшеклассников входит 10 человек. Возглавляет Совет
Старшеклассников Президент школы. Президент школы избирается 1 раз в год, тайным
голосованием в котором принимают участие учащиеся 1-11 классов. Полномочия
Президента длятся 1 год.
В школе сформированы министерства:
-Министерство образования;
-Министерство внутренних дел;
-Министерство информации;
-Министерство милосердия;
-Министерство культуры и отдыха;
-Министерство туризма и спорта;
-Министерство экологии.
Один раза в месяц собирается Совет Старшеклассников, на котором происходит анализ
сделанных за истекший период дел и обсуждаются предложения как, в какой форме
проводить запланированные на следующий этап мероприятия, корректируется время,
ответственные и пр.
За последние годы выросли активность и интерес учащихся к различным творческим
делам. Они сами проявляют инициативу, участвуют в составлении собственных сценариев.
Ученическое самоуправление обеспечивает участие всех школьников в управлении делами
коллектива своего класса и школы, помогает руководству школы, педагогическому
коллективу в осуществлении поставленных организаторских и воспитательных задач.
На уровне классов:
Через деятельность выбранных по инициативе обучающихся класса лидеров,
представляющих интересы класса в общешкольных делах и призванных координировать
его работу с работой общешкольных органов самоуправления и классных руководителей,
другие обучающиеся класса узнают о предстоящих мероприятиях, могут коллегиально
скорректировать работу в своём классе.
На индивидуальном уровне:
- через вовлечение школьников в планирование, организацию, проведение и анали
з общешкольных и внутриклассных дел;

- через реализацию школьниками, взявшими на себя соответствующую роль, функ
ций по контролю за порядком и чистотой в классе, уходом за классной комнатой, комнатн
ыми растениями и т.п.
Одним из направлений школьного самоуправления является волонтерство.
Волонтерство – это участие школьников в общественно-полезных делах, деятельности на
благо конкретных людей и социального окружения в целом. Волонтерство может быть
событийным и повседневным. Событийное волонтерство предполагает участие
школьников в проведении разовых акций, которые часто носят масштабный характер,
проводятся на уровне района, города, страны. Волонтерство позволяет школьникам
проявить такие качества как внимание, забота, уважение. Волонтерство позволяет
развивать коммуникативную культуру, умение общаться, слушать и слышать,
эмоциональный интеллект, эмпатию, умение сопереживать.
Воспитательный потенциал волонтерства реализуется следующим образом
На внешкольном уровне:

18
участие школьников в организации культурных, спортивных, развлекательных
мероприятий, проводимых на базе школы (в том числе районного, городского характера);
посильная помощь, оказываемая школьниками пожилым людям, проживающим
в районе расположения образовательной организации;
- участие в благотворительной акции и ярмарке «Белый цветок»;
- Мероприятия в рамках Дня защиты детей;
- Мероприятия в рамках Дня Победы.
На уровне школы:
участие школьников в организации праздников, торжественных мероприятий,
встреч с гостями школы;
участие школьников в работе с младшими ребятами: проведение для них
праздников, утренников, тематических вечеров;
участие школьников к работе на прилегающей к школе территории (работа в
школьном саду, благоустройство клумб, уход за деревьями и кустарниками, уходза
малыми архитектурными формами).
- участие обучающихся в подготовке и проведении школьных мероприятий в
качестве ведущих, выступающих;
3.7. Модуль «Экскурсии, экспедиции, походы. Познаем Крым вместе»
Экскурсии, экспедиции, походы помогают школьнику расширить свой кругозор,
получить новые знания об окружающей его социальной, культурной, природной среде,
научиться уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт социально
одобряемого поведения в различных внешкольных ситуациях. На экскурсиях, в
экспедициях, в походах создаются благоприятные условия для воспитания у подростков
самостоятельности и ответственности, формирования у них навыков самообслуживающего
труда, преодоления их инфантильных и эгоистических наклонностей, обучения
рациональному использованию своего времени, сил, имущества. Эти воспитательные
возможности реализуются в рамках следующих видов и форм деятельности:
- эпизодические пешие прогулки, экскурсии или походы выходного дня,
организуемые в классах их классными руководителями и родителями обучающихся: в
музей, в театр, кинотеатр, бассейн, на предприятия, выезды на природу;
- в районную детскую библиотеку, Красногвардейскую центральную районную
библиотеку на мероприятия (по приглашению и отдельному плану работы библиотеки);
- в отделение культуры и народных ремёсел ГБУ РК «Центр народного творчества
Республики Крым» на мероприятия (по приглашению и отдельному плану работы
библиотеки);
- выезд в другие населённые пункты в музеи, дворцы, парки, театры, на концерты,
представления, в цирк и др.;
- выезд в другие населённые пункты для участия в конкурсах, фестивалях,
соревнованиях др.
3.8.
Модуль «Профориентация»
Совместная
деятельность
педагогов
и
школьников
по
направлению
«профориентация» включает в себя профессиональное просвещение школьников;
диагностику и консультирование по проблемам профориентации. Задача совместной

19
деятельности педагога и ребенка – подготовить школьника к осознанному выбору своей
будущей профессиональной деятельности.
Педагог актуализирует профессиональное самоопределение обучающихся,
позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только
профессиональную, но и внепрофессиональную составляющие такой деятельности. Эта
работа осуществляется через:
- циклы профориентационных часов общения, направленных на подготовку школьника к
осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего;
- профориентационные игры: деловые игры, расширяющие знания школьников о типах
профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной
интересной школьникам профессиональной деятельности;
- встречи с участием представителей различных профессий;
- экскурсии на предприятия района и села, дающие школьникам начальные
представления о существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих
эти профессии;
- посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий, дней открытых дверей
в средних специальных учебных заведениях и вузах;
- встречи со специалистами Центра занятости, проведение уроков профориентации;
- встречи с преподавателями различных учебных заведений;
- совместное с педагогами изучение интернет ресурсов, посвященных выбору профессий
(http://metodkabinet.ru/,
http://мойориентир.рф/https://proektoria.online/news/projectnews/prodolzhenie_cikla_vserossijskih_otk
rytyh_urokov/ и др.), прохождение профориентационного онлайн-тестирования
(https://proforientator.ru/tests/; https://postupi.online/ и др.),
- индивидуальные консультации психолога для школьников и их родителей по вопросам
склонностей, способностей, дарований и иных индивидуальных особенностей детей,
которые могут иметь значение в процессе выбора ими профессии.
- участие в выставке творческих работ «Выбор профессий» в рамках Всероссийской
олимпиады школьников по технологии;
- участие в республиканской выставке-презентации «Введение в мир профессий»
ГБПОУ РК;
- совместную деятельность с Государственным бюджетным образовательным
учреждением дополнительного профессионального образования Республики Крым
«Крымский центр развития профессионального образования» и проведение ежегодной
выставки
республиканских
профессиональных
образовательных
учреждений
«Образование и карьера»;
- проведение в рамках регионального проекта «Успех каждого ребенка» Всероссийских
открытых онлайн-уроков, реализуемых с учетом опыта цикла открытых уроков
«ПроеКТОриЯ», направленных на раннюю профориентацию;
- участие школьников в Программе ранней профессиональной подготовки и
профориентации WorldSkills;
- участие школьников в работе творческой площадки открытого регионального
чемпионата «Молодые профессионалы» (Worldskills Russia) Республики Крым.
Модуль «Школьные и социальные медиа»
Цель школьных медиа (совместно создаваемых школьниками и педагогами средств
распространения текстовой, аудио и видео информации) - развитие коммуникативной
культуры школьников, формирование навыков общения и сотрудничества, поддержка
творческой самореализации учащихся. Воспитательный потенциал школьных медиа
реализуется в рамках следующих видов и форм деятельности:
3.9.

20
- медиацентр – созданная из заинтересованных учащихся группа информационнотехнической поддержки школьных мероприятий, осуществляющая видеосъемку и
мультимедийное сопровождение праздников;
- школьное телевидение – группа заинтересованных учащихся и педагогов, которые
делают программу «Школьные новости» для просмотра в холле 1 этажа, размещения на сайте
школы. В телевизионных новостях освещаются события жизни школы, обсуждаются проблемы с
представителями администрации школы, педагогами, родительской общественности,
ученического самоуправления;
- совместное (обучающиеся, родители, педагоги) оформление информационных стендов в
школе и классах;
- информирование осуществляется через школьный сайт и сайты (группы) классов.

Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда школы, при условии её
грамотной организации, обогащает внутренний мир ученика, способствует формированию
у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта,
поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации,
способствует позитивному восприятию ребенком школы. Воспитывающее влияние
на ребенка осуществляется через такие формы работы с предметно-эстетической средой
школы как:
- оформление интерьера школьных помещений (вестибюля, коридоров, рекреаций,
залов, лестничных пролетов и т.п.) и их периодическая переориентация, которая может
служить хорошим средством разрушения негативных установок школьников на учебные и
внеучебные занятия;
благоустройство
классных
кабинетов,
осуществляемое
классными
руководителями вместе с обучающимися, проявляющее фантазию и творческие
способности учащихся, создающее повод для длительного общения педагогов с детьми.
- размещение на стенах школы регулярно сменяемых экспозиций: творческих работ
школьников, позволяющих им реализовать свой творческий потенциал, а также
знакомящих их с работами друг друга; фотоотчетов об интересных событиях,
происходящих в школе (проведенных ключевых делах, интересных экскурсиях, походах,
встречах с интересными людьми и т.п.);
- озеленение школьной и пришкольной территории, разбивка клумб;
- оформлением пространства проведения конкретных школьных событий
(праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров, выставок, фотозон,
собраний, конференций и т.п.);
- представительство школы в интернете: создание и управление официальным
сайтом школы, работа в рамках социальных сетей;
- акцентирование внимания школьников посредством элементов предметноэстетической среды (стенды, плакаты) на важных для воспитания ценностях школы, ее
традициях, правилах.
3.11. Модуль «Работа с родителями»
Семья – первый устойчивый коллектив (группа) в жизни каждого человека. В
процессе формирования личности семья играет главенствующую роль: это первая
ступенька социализации и самосознания личности. Здесь ребенок приобретает умения и
навыки в общении и человеческих взаимоотношениях, здесь закладывается нравственный
облик и профессиональное самоопределение.
Главными задачами модуля являются оказание помощи семье в воспитании детей,
психолого-педагогическое просвещение семей, коррекция семейного воспитания,
организация досуга семьи.
Основными направлениями в работе педагогического коллектива с семьями
учащихся являются:
3.10.

21
- изучение семей и семейного воспитания;
- пропаганда психолого-педагогических знаний;
- активизация и коррекция семейного воспитания через работу с родительским
активом;
- дифференцированная и индивидуальная помощь родителям;
- помощь родителям и детям с ОВЗ;
- обобщение и распространение опыта успешного семейного воспитания.
Работа с родителями или законными представителями школьников проводится с
целью привлечения их к совместной работе в свете требований ФГОС и обеспечивается
установлением партнёрских отношений с семьёй каждого воспитанника. Формы участия
родителей или законных представителей школьников в управлении образовательным
учреждением: социальные заказчики образовательных услуг и исполнители
дополнительных образовательных услуг; эксперты качества образования; защитники прав
и интересов ребёнка.
Работа с родителями или законными представителями школьников обеспечивает
формирование и развитие психолого-педагогической компетентности родительской
общественности посредством различных форм просвещения и консультирования.
На групповом уровне:
1. Участие родителей в управлении школой:
Общешкольный родительский комитет, участвующий в управлении
образовательной организацией и решении вопросов воспитания и социализации их детей.
2. Вовлечение родителей или законных представителей школьников в образовате
льный процесс:
- классные родительские собрания (1-11 классы), в тематике которых
учитываются возрастные особенности детей, раскрывается накопленный опытсемейного
воспитания;
- День открыты дверей - родительские дни, когда возможно посещение
родителями школьных учебных и внеурочных занятий для получения представления о
ходе образовательного процесса в школе и самочувствии ребенка в группе (коллективе)
среди сверстников.
3. Повышение психолого–педагогической компетентности родителей или законных
представителей школьников:
- общешкольные родительские собрания – 2 раза в год в режиме обсуждения
наиболее острых проблем нравственно-смыслового отношения школьников к
собственному образованию, качества школьной жизни, учебных достижений и успехов
детей в предпочитаемых ими видах деятельности;
- «Родительский всеобуч» - на котором родители могли бы получать ценные рекомендаци
и и советы от педагога-психолога, медицинского работника, социальных работников и об
мениваться собственным творческим опытом и находками в деле воспитания детей (во ис
полнение п.7 поручения Президента Российской Федерации от 12 декабря 2014 года №
ПР-2876);
- мероприятия по совместному (родители и учащиеся) благоустройству
территорий.
- широкомасштабный проект «Родительский патруль» с участием представителей родительс
ких сообществ среди образовательных организаций Республики Крым на
лучшую организацию работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматиз
ма.
На индивидуальном уровне:
- работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций;
- участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае возникновения о
стрых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного ребенка;

22
- помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и
внутриклассных мероприятий воспитательной направленности;
- индивидуальные консультации родителей или законных представителей школьников со
школьными специалистами, педагогами, администрацией, c целью координации совместн
ых усилий педагогов и родителей по вопросам реализации ФГОС
ОО;
- организация общественно значимой деятельности родителей и обучающихся, формиров
ание активной педагогической позиции родителей;
- посещение семьи — эффективная форма индивидуальной работы с родителями. в процес
се которой происходит знакомство с условиями жизни ученика.
- переписка с родителями — письменная форма информирования родителей об успехах их
детей, извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравлен
ие с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей с соблюдением главного услов
ия переписки — доброжелательного тона.
Приоритетная форма организации работы с родителями – вовлечение родителей
в событийное пространство школьной жизни через совместную деятельность
родителей и обучающихся.
АНАЛИЗ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Анализ организуемого в школе воспитательного процесса проводится с целью
выявления основных проблем школьного воспитания и последующего их решения.
Анализ осуществляется ежегодно силами экспертов самой образовательной
организации с привлечением (при необходимости и по решению администрации
образовательной организации) внешних экспертов.
Основными принципами, на основе которых осуществляется анализ
воспитательного процесса в школе, являются:
принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориен
тирующий экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам, так и к педагогам,
реализующим воспитательный процесс;
- принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий
экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных - таких как сод
ержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между школьника
ми и педагогами;
- принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экс
пертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятель
ности педагогов: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирова
ния своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их сов
местной с детьми деятельности;
- принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития школ
ьников, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие школьник
ов - это результат как социального воспитания (в котором школа участвует наряду с други
ми социальными институтами), так и стихийной социализации и саморазвития детей.
Основными направлениями анализа организуемого в школе воспитательного
процесса являются следующие:
- результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников (какова дина
мика личностного развития школьников каждого класса; какие прежде существовавшие п
роблемы личностного развития школьников удалось решить; какие проблемы решить не у
далось и почему; какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать?);
- воспитательная деятельность педагогов (испытывают ли педагоги затруднения
4.

23
в определении цели и задач своей воспитательной деятельности; испытывают ли они проб
лемы с реализацией воспитательного потенциала их совместной с детьми деятельности; ст
ремятся ли они к формированию вокруг себя привлекательных для школьников детско-взр
ослых общностей; доброжелателен ли стиль их общения со школьниками; складываются л
и у них доверительные отношения со школьниками; являются ли они для своих воспитанн
иков значимыми взрослыми людьми?);
- управление воспитательным процессом в образовательной организации (имеют л
и педагоги чёткое представление о нормативно-методических документах, регулирующих
воспитательный процесс в школе, о своих должностных обязанностях и правах, сфере сво
ей ответственности; создаются ли школьной администрацией условия для профессиональ
ного роста педагогов в сфере воспитания; поощряются ли школьные педагоги за хорошую
воспитательную работу со школьниками?);
ресурсное обеспечение воспитательного процесса в образовательной органи
зации (в каких материальных, кадровых, информационных ресурсах, необходимых для орг
анизации воспитательного процесса, особенно нуждается школа - с учётом ее реальных во
зможностей; какие имеющиеся у школы ресурсы используются недостаточно; какие нужд
аются в обновлении?).
Итогом анализа организуемого в школе воспитательного процесса является
перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому
коллективу, и проект направленных на это управленческих решений.

24
Календарный план воспитательной работы
Начальное общее образование (1-4 классы)

Ключевые общешкольные дела
Дела, события,мероприятия

Классы

Ориентировочное Ответственные
время
проведения

День знаний. Торжественная
линейка «Здравствуй, новый
школьный год!»

1-4

сенябрь

Международный день борьбы с
терроризмом. Уроки мира и
солидарности:
- Урок памяти «Страшная история
терроризма»
- Конкурсы рисунков «Я рисую
этот мир»
Декада по безопасности на
дорогах:
-Правила дорожные – выполнять
положено
-просмотр в/ф по ПДД
Международный день
распространения грамотности

1-4

сентябрь

Заместитель директора
по ВР, педагогорганизатор,
самоуправление
Учителя начальных
классов,
Заместитель директора
по ВР, педагогорганизатор

сентябрь

Заместитель директора
по ВР, педагогорганизатор, классные
руководители

1-4

сентябрь

Учителя филологи

День Государственного Герба и
Государственного флага
Республики Крым

1-4

сентябрь

Заместитель директора
по ВР, педагогорганизатор

Выявление семей и детей,
находящихся в социально опасном
положении, детей группы риска, а
также детей, не начавших обучение
1 сентября в школе.
Сбор информации о занятости
обучающихся в кружках и секциях
(в том числе о состоящих на
разных формах учета)
Мероприятия месячника
безопасности и гражданской
защиты детей (по профилактике
ДДТТ, пожарной безопасности,
экстремизма, терроризма, учебнотренировочная эвакуация
учащихся из здания)
День Учителя «Нет выше звания –
учитель».
-праздничный концерт
-выпуск праздничных газет
Всемирный день защиты
животных.
-уроки доброты «Друг в беде не
бросит»

1-4

сентябрь

Учителя начальных
классов,

1-4

сентябрь

Заместитель директора
по ВР, классные
руководители

1-4

сентябрь

Заместитель директора
по ВР, классные
руководители

1-4

октябрь

1-4

октябрь

Заместитель директора
по ВР , педагог –
организатор,
самоуправление
Педагог-организатор,
классные руководители

1-4

25
Линейка, посвященная Дню
народного единства (4 ноября)

1-4

ноябрь

Заместитель директора
по ВР , педагог –
организатор
Классные руководители,
учитель музыки,
педагог-организатор

Литературно-музыкальные
программы ко Дню матери

1-4

ноябрь

День борьбы со СПИДом
(классные часы)

1-4

декабрь

Учителя биологии,
классные руководители

Линейка, посвященная Дню
Неизвестного Солдата
Конкурс-выставка «Новогодний и
рождественский сувенир»

1-4

декабрь

Учителя истории

1-4

декабрь

Заместитель директора
по ВР, педагогорганизатор

Новогодние программы, квесты
«Новый год у ворот»

1-4

декабрь

Мероприятие, посвященная Дню
Героев Отечества (9 декабря)

1-4

декабрь

Заместитель директора
по ВР, педагогорганизатор, классные
руководители
Учителя истории

Линейка, посвященная Дню
Конституции РФ (12 декабря)
Литературная гостиная
«Это нужно не
мертвым…» конкурс чтецов

1-4

декабрь

педагог –организатор

2-4

январь

Классные часы
«Ленинградский ДеньПобеды»
День Республики Крым

1-4

январь

Заместитель директора
поВР, классные
руководители, педагог –
организатор
Классные руководители

1-4

январь

Педагог –организатор

Акция «Накорми птиц»

1-4

январь

Классные часы «День защитника
Отечества»

1-4

февраль

Классные
руководители,,
Классные руководители

Линейка, посвященная
Международному дню родного
языка (21 февраля)
День памяти о россиянах,
исполнявших служебный долг за
пределами Отечества. Поэтический
час «Поэзия Афганской войны»
День Святого Валентина:
-почта
-выпуск поздравительных газет
-украшение дверей класса
Конкурс рисунков «Моя мама» к
Международному
дню 8 Марта

1-4

февраль

Учителя филологи

1-4

февраль

1-4

февраль

Заместитель директора
по ВР, педагогорганизатор, классные
руководители
Педагог-организатор,
классные руководители

1-4

март

Классные
руководители,,

Концерт к 8 Марта«От всей души»

1-4

март

Заместитель директора
поВР,
классные руководители,

День пожарной охраны(эвакуация)

1-4

апрель

классныеруководители,

26
Всемирный день здоровья.
-весенняя эстафета
-конкурс плакатов «Мы за
здоровый образ жизни»
Всемирный день авиации и
космонавтики.
-Гагаринский урок «Космос-это
мы»
Конкурс рисунков к ДнюПобеды

1-4

апрель

Учителя физической
культуры, классные
руководители

1-4

апрель

Классные руководители

1-4

май

Педагог-организатор,
классные руководители,

Конкурс чтецов «Это нужно не
мертвым, этонужно живым»

1-4

май

День Победы :
«Бессмертный полк»

1-4

май

1

май

Заместитель директора
поВР, педагогорганизатор,
классные руководители,
Заместитель директора
по ВР, педагогорганизатор, классные
руководители
Заместитель директора
по
ВР, педагог-организатор,
учителя 1х.-9,10 кл.
Начальник
пришкольного лагеря

Торжественная линейка
«Последний звонок»
Мероприятие, посвященное
Международному дню защита
детей
Мероприятие, посвященное Дню
Русского языка — Пушкинский
день России (6 июня)
Мероприятие, посвященное
Всемирному дню окружающей
среды
Мероприятие, посвященное Дню
России (12 июня)

1-4

июнь

1-4

июнь

Начальник
пришкольного лагеря

1-4

июнь

Начальник
пришкольного лагеря

1-4

июнь

Начальник
пришкольного лагеря

Профориентация
Дела, события,
мероприятия

Классы

Ориентировоч
ное время

Ответственные

Классные часы

1-4

1 раз в полугодие Классные руководители

Конкурс рисунков, проект
«Профессии моихродителей»

1-4

январь

Классные
руководители

Викторина «Все профессии важны,
выбирай на вкус»

1-4

апрель

Классные руководители

Работа с родителями
Дела, события,
мероприятия

Классы

Ориентировоч
ное время

Ответственные

Заполнение социальных паспортов
классов

1-4

сентябрь

Классные руководители

Обработка данных социальных
паспортов классов. Заполнение
социального паспорта ОУ,

1-4

сентябрь

Заместитель директора
по ВР

27
этнического паспорта школы
Составление списков детей из
малообеспеченных, многодетных
семей, для организации льготного
питания.
Комплектование летнего лагеря
отдыха детей

1-4

сентябрь

Заместитель директора
по ВР, классные
руководители

1-4

в течение года

Анкетирование и диагностика
родителей и учащихся с целью
изучения эмоциональной
атмосферы в семье
Работа школьного родительского
комитета

1-4

в течение года

Начальник
пришкольного лагеря,
классные руководители
Классные
руководители

1-4

в течение года

Лекции по психолого –
педагогическому просвещению
родителей
Организация совместной
деятельности родителей и детей:
- День знаний;
- ремонт и благоустройство школы;
-оформление кабинетов;
-Дни здоровья;
- Классные праздники и вечера;
- Выпускной вечер
Анкетирование с целью
эффективности работы ОУ с
родителями обучающихся
Работа с неблагополучными
семьями и детьми

1-4

в течение года

1-4

в течение года

Заместитель директора
по ВР, классные
руководители

1-4

в течение года

1-4

в течение года

Информационное оповещение
через школьный сайт

1-4

в течение года

Заместитель директора
по УР, заместитель
директора по ВР
Заместитель директора
по ВР, социальный
педагог,
классные руководители
Радченко Ж.М.

Проведение классных
родительских собраний (согласно
программам школы «Твои права»,
«Здоровое питание», «Я выбираю
жизнь», «Здоровье и физическая
культура»
Проведение общешкольных
родительских собраний

1-4

в течение года

Классные руководители

1-4

в течение года

Администрация школы

Председатель
родительского
комитета,
Администрация школы
Администрация школы

Организация предметно-эстетической среды
Дела, события,
мероприятия

Классы

Ориентировоч
ное время

Ответственные

28
Конкурсы Акции «Украсим
любимую школу»:
- «Лучший классный уголок»
- «Лучший уголок безопасности»
- «Зеленый оазис» (фитоуголок в
классных кабинетах)

1-4

сентябрь

Педагог-организатор,
классные руководители

- «Самый красиво украшенный
кабинет к Новому году»
- «Лучшее украшение новогоднего
школьного окна»

1-4

декабрь

Педагог-организатор,
классные руководители,
ученическое
самоуправление

Субботники

1-4

в течение года

Педагог-организатор,
классные руководители

Самообслуживание: дежурство по
классу, уборка кабинетов, ремонт
книг и мебели, благоустройство
пришкольной территории
Выставки рисунков,
фотографий творческихработ,
посвященных
событиям и памятным датам
Трудовой десант по
благоустройству
территории школы

1-4

в течение года

Заместитель директора
по ВР, классные
руководители

1-4

январь-май

Классные руководители

1-4

январь-май

Классные руководители

Классное руководство (согласно индивидуальным планам работы классных руководителей)
Школьный урок (согласно индивидуальным планам работы
учителей предметников)
Курсы внеурочной деятельности (согласно индивидуальным планам работы )
3.1.План внеурочной деятельности
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования, основной образовательной программой начального общего образования в 1-4классах
организована внеурочная деятельность по основным направлениям развития личности в объеме до
10 часов в неделю в каждом классе согласно плану.
Внеурочная деятельность обеспечивает учет индивидуальных особенностей и потребностей
учащихся, определяет возможности школы по созданию условий для решения задач воспитания и
социализации учащихся.
Внеурочная деятельность позволяет решить целый ряд очень важных задач:
- обеспечить благоприятную адаптацию ребенка к школе;
- оптимизировать учебную нагрузку учащихся;
- улучшить условия для развития ребенка;
- учесть возрастные и индивидуальные особенности учащихся;
- обеспечить достижение планируемых результатов освоения учащимися основной
образовательной программы начального общего образования.
Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса Школы.
Внеурочная деятельность формируется по желанию учащихся, их родителей (законных
представителей) с учётом профессиональных возможностей педагогов школы. Формы и виды
деятельности определяются в соответствии с выбором учащихся на добровольной основе.
Школа определяет режим урочной и внеурочной деятельности самостоятельно на основе
«Санитарно-эпидемиологических требований к организации воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи» СП 2.4.3648-20
Основной формой учета результатов внеурочной деятельности является портфолио учащихся.
Реализация внеурочной деятельности осуществляется по следующим

29

направлениям: духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное,
спортивно-оздоровительное.
Духовно-нравственное направление предполагает решение задач:
- ознакомление с историей народов России и Крыма, обычаями, традициями;
- знакомство с героическими событиями, выдающимися личностями;
- формирование умений учащихся корректировать деятельность в соответствии с нравственными
эталонами общества.
Социальное направление:

-

раскрытие самобытной индивидуальности учащихся;
обучение соотнесению поступков с нравственными понятиями;
обучение учащихся пониманию роли личностного самосовершенствования;
расширение рамок общения и формирование норм безопасного поведения в социуме.

Общеинтеллектуальное направление:
- формирование культуры учебного труда;
- развитие познавательных интересов учащихся, логики мышления;
- развитие у учащихся наблюдательности, организованности, способности к анализу и
синтезу, самоконтролю, самооценке.
Общекультурное направление:
- формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру;
- развитие творческих способностей, образного мышления через игровую деятельность,
нестандартные приемы в реализации творческих идей;
- развитие личностной позиции при восприятии произведений прикладного искусства.
Спортивно-оздоровительное направление:
- формирование необходимых умений, навыков ведения здорового образа жизни;
- коррекция физических качеств в соответствии с содержанием занятий.
Организационными компонентами внеурочной деятельности являются:
- специально организованная кружковая деятельность;
- внеурочные аудиторные занятия по различным направлениям;
- библиотечные уроки, конкурсы, экскурсии, олимпиады, спортивные мероприятия и др.;
- учебно-научная работа;
- воспитательная работа классного руководителя;
- работа педагога-организатора, учителей-предметников в формах, отличных от урочной;
- воспитательная работа школы: традиции, мероприятия, ключевые события, досуг,
детское самоуправление;
- проектно-программная инновационная деятельность.
Система мониторинга внеурочных достижений учащихся включает:
участие в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях на разных уровнях;
представление творческих работ на выставках, концертах, фестивалях;
наличие индивидуальных и групповых проектов, продуктивных результатов;
участие в социально значимых проектах.
Образовательные результаты внеурочной деятельности могут быть трех уровней.
Первый уровень результатов – приобретение школьниками социальных знаний (об
общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых
формах поведения в обществе), понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие
ученика со своим учителями как значимыми для него носителями социального знания и
повседневного опыта.

30
Второй уровень результатов – формирование позитивного отношения школьника
базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд,
культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения
данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие
школьника с другими школьниками на уровне класса, школы. Именно в такой близкой
социальной среде ребенок получает первое практическое подтверждение приобретенных
социальных знаний, начинает их ценить.
Третий уровень результатов – получение школьниками опыта самостоятельного
социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет
взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы,
в открытой общественной среде. Только в самостоятельном социальном действии
школьник действительно становится деятелем, гражданином, свободным человеком.
Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает
вероятность появления образовательных эффектов этой деятельности (эффектов
воспитания и социализации детей), в частности: формирования коммуникативной,
этической, социальной, гражданской компетентности школьников; формирования у детей
социокультурной идентичности: российской, этнической, культурной и др.
Учёт занятости внеурочной деятельностью осуществляется через ведение
соответствующих журналов. Даты и темы проведенных занятий вносятся в журнал в
соответствии с рабочими программами внеурочной деятельности.
Планирование внеурочной деятельности обучающихся
на уровень начального общего образования
Направления внеурочной
деятельности

Название
программы
"Моя Родина- Россия"

Общекультурное

Духовно-нравственное

Общеинтеллектуальное

Социальное

Кол-во часов в неделю по
классам
1
2
3
4
1

"В мире прекрасного"
«Мы и окружающий
мир»
Курс
"Крымоведение"

1

Всего
часов
1
1

1

1

1

1

1

1

4

"Занимательная
математика"

1

1

1

1

4

"Занимательная
грамматика"

1

ПДД

Здоровейка
Спортивнооздоровительное
ВСЕГО:

1

1

1

1

1

4

1

1

1

1

4

5

5

5

5

20


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2025.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (36556)7-02-12

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».