МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ЗЕРНОВСКАЯ ШКОЛА»
КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
(МБОУ «ЗЕРНОВСКАЯ ШКОЛА»)
ПРИНЯТО
решением педагогического совета школы
(протокол от 29.08.2023г. №9)
УТВЕРЖДЕНО
приказом по школе
от 31.08.2023 № 223
Положение
о текущем контроле и промежуточной аттестации
в МБОУ «Зерновская школа»
1. Общие положения
1.1. Положение о текущем контроле и промежуточной аттестации в МБОУ
«Зерновская школа» (далее – Положение) разработано в соответствии
с:
Федеральным законом от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности
по основным общеобразовательным программам — образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего
образования, утвержденным приказом Министерством просвещения
Российской Федерации от 22.03.2021 № 115;
Приказом Министерства науки и высшего образования Российской
Федерации,
Министерства
просвещения
Российской
Федерации от 30.06.2020 № 845/369 «Об утверждении Порядка зачета
организацией,
осуществляющей
образовательную
деятельность,
результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов,
дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных
программ в других организациях, осуществляющих образовательную
деятельность»;
Приказом Министерства науки и высшего образования РФ и
Министерства просвещения РФ от 5 августа 2020 г. № 882/391 «Об
организации и осуществлении образовательной деятельности при
сетевой форме реализации образовательных программ»;
Федеральными образовательными программами (далее - ФОП)
начального общего, основного общего, среднего общего образования;
Уставом МБОУ «Зерновская школа».
1.2. Положение
определяет
порядок
проведения
стартовой
диагностики, формы,
периодичность,
порядок
текущего
контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся школы по
основной образовательной программе соответствующего уровня общего
образования (ООП НОО, ООП ООО, ООП СОО), порядок ликвидации
академической задолженности.
1.3. Положение является частью регулирования процедур внутренней
оценки достижения
планируемых
результатов
освоения
основной
образовательной программы соответствующего уровня общего образования,
которая состоит из стартовой диагностики, текущей оценки (включая
тематическую и итоговую), промежуточной аттестации, психологопедагогического наблюдения, внутреннего мониторинга образовательных
достижений обучающихся.
1.4. Стартовая диагностика, текущий контроль успеваемости и
промежуточная аттестация по отдельным частям учебного предмета или
учебному предмету в целом, курсу, дисциплине (модулю) образовательной
программы проводятся в рамках часов, отведенных учебным планом
(индивидуальным
учебным
планом)
на
соответствующие
части
образовательной программы.
1.5. Стартовая диагностика, текущий контроль успеваемости и
промежуточная аттестация по отдельным частям учебного предмета или
учебному предмету в целом, курсу, дисциплине (модулю) образовательной
программы проводятся в рамках часов, отведенных учебным планом
(индивидуальным
учебным
планом)
на
соответствующие
части
образовательной программы.
1.6.Для обучающихся с ОВЗ в школе создаются специальные условия
проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации с
учетом здоровья обучающихся с ОВЗ, их особыми образовательными
потребностями. Описание организации и содержания специальных условий
указываются в подразделе с системой оценки достижения планируемых
результатов освоения программы целевого раздела ООП.
1.7. При выборе форм оценивания учитывается мнение родителей
(законных представителей) обучающихся, пожелания обучающихся,
состояние их здоровья и рекомендации ПМПК.
2. Стартовая диагностика
2.1. Стартовая диагностика проводится с целью оценки готовности
обучающихся к обучению на новом уровне общего образования или в первый
год изучения предмета на уровне ООО и выступает как основа для оценки
динамики образовательных достижений обучающихся.
2.2. Стартовая диагностика проводится в начале 1 класса и выступает как
основа (точка отсчета) для оценки динамики образовательных достижений
обучающихся. Объектом оценки в рамках стартовой диагностики является
сформированность предпосылок учебной деятельности, готовность к
овладению чтением, грамотой и счетом.
2.3. Стартовая диагностика в начале 5-го и 10-го классов позволяет
определить у обучающихся структуру мотивации, сформированность учебной
деятельности, владение универсальными и специфическими для основных
учебных предметов познавательными средствами, в том числе средствами
работы с информацией, знаково-символическими средствами, логическими
операциями.
2.4. Стартовая
диагностика
может
проводиться
педагогическими
работниками с целью оценки готовности к изучению отдельных предметов
(модулей).
2.5. Результаты стартовой диагностики являются основанием для
корректировки учебных программ и индивидуализации учебного процесса.
2.6. Мероприятия стартовой диагностики включаются в единый график
оценочных процедур школы.
3. Текущий контроль успеваемости
3.1. Текущий контроль успеваемости обучающихся (текущая оценка) –
систематическая
проверка
образовательных
(учебных)
достижений
обучающихся в процессе освоения основной образовательной программы
соответствующего уровня общего образования, проводимая педагогом в ходе
осуществления
образовательной
деятельности и
направленная
на
выстраивание максимально эффективного образовательного процесса в целях
достижения планируемых результатов освоения ООП.
3.2. Текущий контроль успеваемости обучающихся осуществляется в целях:
определения степени освоения обучающимися ООП соответствующего
уровня общего образования в течение учебного года по учебным
предметам, курсам, дисциплинам (модулям) учебного плана
образовательной программы;
коррекции рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин
(модулей) в зависимости от анализа качества, темпа и особенностей
освоения изученного материала;
предупреждения неуспеваемости.
3.3. Текущий контроль успеваемости проводится для всех обучающихся
школы, за исключением лиц, осваивающих основную образовательную
программу в форме самообразования или семейного образования либо
обучающихся по не имеющей государственной аккредитации образовательной
программе, зачисленных в школу для прохождения промежуточной и
государственной итоговой аттестации.
3.4. Текущий контроль успеваемости обучающихся осуществляется
педагогическим работником, реализующим соответствующую часть ООП,
самостоятельно.
3.5. Текущая оценка может быть формирующей (поддерживающей и
направляющей усилия обучающегося, включающей его в самостоятельную
оценочную деятельность) и диагностической, способствующей выявлению и
осознанию учителем и обучающимся существующих проблем в обучении.
3.6. Текущая оценка направлена на оценку индивидуального продвижения
обучающегося в освоении программы учебного предмета. Результаты текущей
оценки являются основой для индивидуализации учебного процесса.
3.7. Текущий контроль успеваемости осуществляется поурочно и (или) по
темам (тематическая оценка) в соответствии с тематическим планированием
рабочей программы учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) с учетом
индивидуальных
особенностей
обучающихся,
содержанием
ООП,
используемых образовательных технологий в формах, выбранных
педагогическим работником самостоятельно, в том числе:
письменной работы (тест, диктант, изложение, сочинение, реферат,
эссе, контрольные, проверочные, самостоятельные, лабораторные и
практические работы);
устного ответа, в том числе в форме опроса, защиты проекта, реферата
или творческой работы, работы на семинаре, практикуме;
экспертной оценки индивидуального или группового проекта
обучающихся;
иных формах, предусмотренных учебным планом (индивидуальным
учебным планом).
3.8. Формы текущего контроля успеваемости устанавливаются с учетом
психофизиологического состояния обучающегося. Форма контроля должна
отражать, насколько достигнута цель обучения на каждом занятии. Не
допускается завышение оценок обучающимся во избежание формирования
ложных представлений о результатах обучения.
3.9. Текущий контроль успеваемости обучающихся 1-го класса
осуществляется без балльного оценивания занятий обучающихся и домашних
заданий в форме мониторинга образовательных достижений обучающихся на
выявление индивидуальной динамики от начала учебного года к его концу с
учетом личностных особенностей и индивидуальных достижений
обучающегося за текущий и предыдущие периоды. Результаты и динамика
образовательных достижений каждого обучающегося
фиксируются
педагогическим работником в листе индивидуальных достижений по
учебному предмету.
3.10. Текущий контроль успеваемости в 2-ом и последующих классах
осуществляется по пятибалльной системе оценивания.
3.11. Если результаты текущего контроля учитываются в баллах по системе
отличной от пятибалльной или иных значениях, разрабатывается шкала
перерасчета полученного результата в отметку по пятибалльной шкале. Шкала
перерасчета разрабатывается с учетом уровня сложности заданий, времени
выполнения работы и иных характеристик контроля.
3.12. Отметки по установленным формам текущего контроля успеваемости
обучающихся фиксируются
педагогическим
работником
в
электронном журнале успеваемости (электронном дневнике) в сроки и
порядке, предусмотренные локальным нормативным актом школы.
За сочинение, изложение и диктант с грамматическим заданием в электронном
журнал успеваемости выставляются две отметки: одна по учебному предмету
«Русский язык» или «Родной язык», а вторая по учебному предмету
«Литературное чтение» («Литература») или «Литературное чтение на
родном языке» («Родная литература»).
3.13. Текущий контроль успеваемости по итогам четверти (итоговая оценка)
осуществляется педагогическим работником, реализующим соответствующую
часть образовательной программы, в форме письменной работы (тест,
диктант, изложение, сочинение, комплексная или итоговая контрольная
работа).
3.14. В целях создания условий, отвечающих физиологическим особенностям
обучающихся, не допускается проведение специальных оценочных процедур:
по каждому учебному предмету в одной параллели классов чаще 1 раза
в 2,5 недели. При этом объем учебного времени, затрачиваемого на
проведение оценочных процедур, не должен превышать 10% от всего объема
учебного времени, отводимого на изучение данного учебного предмета в
данной параллели в текущем учебном году;
на первом и последнем уроках, за исключением учебных предметов, по
которым проводится не более 1 урока в неделю, причем этот урок является
первым или последним в расписании;
для обучающихся одного класса более одной оценочной процедуры в
день.
3.15. Текущий контроль успеваемости обучающихся, нуждающихся в
длительном лечении, для которых организовано освоение ООП на дому,
осуществляют педагогические работники школы. Отметки по установленным
формам текущего контроля успеваемости обучающихся фиксируются в
журнале обучения на дому.
3.16. Текущий контроль успеваемости обучающихся, нуждающихся в
длительном лечении, для которых организовано освоение ООП в медицинской
организации, осуществляется данной организацией. Результаты успеваемости
подтверждаются справкой об обучении в медицинской организации и
учитываются в порядке, предусмотренном локальным нормативным актом
школы.
3.17. Текущий контроль успеваемости в рамках внеурочной деятельности
определятся ее моделью, формой организации занятий и особенностями
выбранного направления внеурочной деятельности в соответствии с рабочей
программой курса внеурочной деятельности, ООП соответствующего уровня
общего образования. Оценивание планируемых результатов внеурочной
деятельности обучающихся осуществляется в порядке и на условиях,
установленных локальным нормативным актом школы.
3.18. Обучающиеся, освобождённые от занятий физической культурой по
медицинским показаниям на неделю, месяц, четверть, год, изучают под
руководством учителя теоретическую часть программы и проходят текущую
аттестацию в устной и/или письменной форме на основе различных форм
устного и письменного опроса, рефератов. О форме текущей аттестации
учитель своевременно информирует обучающегося и его родителей (законных
представителей).
3.19. В качестве результатов текущего
контроля успеваемости и
промежуточной аттестации обучающихся могут быть учтены результаты,
полученные в других образовательных организациях, в соответствии с
порядком, определенным приказом Министерства науки и высшего
образования Российской Федерации, Министерства просвещения Российской
Федерации от 30.06.2020 № 845/369 «Об утверждении Порядка зачета
организацией, осуществляющей образовательную деятельность, результатов
освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей),
практики, дополнительных образовательных программ в других организациях,
осуществляющих образовательную деятельность» и приказом Министерства
науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения РФ от 5
августа 2020 г. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной
деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ».
4. Промежуточная аттестация
4.1.Промежуточная аттестация – установление уровня освоения
ООП соответствующего уровня, в том числе отдельной части или всего
объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля).
4.2. Промежуточная аттестация обучающихся осуществляется в целях:
объективного установления фактического уровня освоения и
достижения результатов освоения ООП;
оценки достижений конкретного обучающегося, позволяющей выявить
пробелы в освоении им ООП и учитывать индивидуальные потребности
обучающегося в образовании;
оценки динамики индивидуальных образовательных достижений.
4.3. Промежуточная аттестация проводится по итогам учебного года по
каждому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю), предусмотренных
учебным планом.
4.4.Промежуточная аттестация обучающихся 1-го класса проводится в виде
учета текущих достижений учеников, носит безотметочный характер и
фиксируется в документах мониторинга качества образования школы.
4.5. Промежуточная аттестация для обучающихся с 2-го класса проводится
с выставлением отметок в электронный журнал успеваемости.
4.6. Форма проведения промежуточной аттестации – годовая отметка с
учетом/ без учета тематических проверочных работ. Формы промежуточной
аттестации отражаются в пояснительной записке учебного плана.
4.7. Промежуточная оценка, фиксирующая достижение предметных
планируемых результатов и универсальных учебных действий, является
основанием для перевода обучающихся в следующий класс.
4.8. Результаты промежуточной аттестации обучающихся оцениваются по
пятибалльной системе.
4.9.Промежуточную аттестацию обучающихся, нуждающихся в длительном
лечении, для которых организовано освоение ООП на дому, осуществляют
педагогические работники школы. Отметки по установленным формам
промежуточной аттестации обучающихся фиксируются в журнале обучения
на дому.
4.10.
Промежуточная аттестация обучающихся, нуждающихся в
длительном лечении, для которых организовано освоение ООП в медицинской
организации, осуществляется данной организацией. Результаты успеваемости
подтверждаются справкой об обучении в медицинской организации и
учитываются в порядке, предусмотренном законодательством РФ и
локальным нормативным актом школы.
4.11.
Промежуточная аттестация в рамках внеурочной деятельности
определятся ее моделью, формой организации занятий и особенностями
выбранного направления внеурочной деятельности в соответствии с рабочей
программой курса внеурочной деятельности, ООП соответствующего уровня
общего образования. Оценивание планируемых результатов внеурочной
деятельности обучающихся осуществляется в порядке и на условиях,
установленных локальным нормативным актом школы.
4.12.
Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по
одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям)
и иным видам учебной деятельности, предусмотренным учебным планом, или
непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных
причин признаются академической задолженностью, которую обучающиеся
обязаны ликвидировать в сроки, определяемые школой. Родители (законные
представители) несовершеннолетнего обучающегося обязаны создать условия
и обеспечить контроль за своевременностью её ликвидации.
4.13.
При реализации ООП, в том числе адаптированных, каждому
обучающемуся, родителям (законным представителям) несовершеннолетнего
обучающегося в течение всего периода обучения должен быть обеспечен
доступ к результатам промежуточной и государственной итоговой аттестации
обучающихся.
5. Расчет отметок за четверть и год. Четвертная и годовая отметки.
5.1.Благодаря
использованию
сервиса
«Электронный
журнал»
обучающийся и его родители (законные представители) постоянно имеют
возможность отслеживать предварительные результаты оценивания за
четверть и год.
5.2. Четвертную и годовую отметки выставляет учитель, ведущий учебный
предмет в данном классе, а в случае его отсутствия заместитель директора
школы по учебно-воспитательной работе или директор школы.
5.3. Четвертная и годовая отметки по предмету выставляется учителем в
электронный журнал на последнем по расписанию уроке по предмету в
четверти.
5.4. Четвертные отметки выставляются при наличии трёх и более текущих
отметок за соответствующий период.
5.5. Выставление отметок по предмету должно быть своевременным и
равномерным в течение четверти. Не аттестован по предмету обучающийся
может быть только в случае отсутствия необходимого количества отметок при
условии пропуска им более половины учебного времени.
5.6. Отметки за четверть по каждому учебному предмету, курсу, модулю
определяются как среднее арифметическое отметок текущего контроля
успеваемости и выставляются всем обучающимся школы, начиная с 2-го
класса, в электронном журнале успеваемости целыми числами в соответствии
с правилами математического округления. Для объективного оценивания
учащихся отметки за четверть выставляются путём выведения электронным
журналом среднего балла за все виды работ:
отметка «5» выставляется, если средний балл 4,5 и более;
отметка «4» выставляется, если средний балл от 3,5 до 4,5;
отметка «3» выставляется, если средний балл от 2,5 до 3,5;
отметка «2» выставляется, если средний балл меньше 2,5.
5.7. Четвертное оценивание обучающихся, пропустивших по каким-либо
причинам более половины учебного времени, не имеющих необходимого
количества отметок, может быть перенесено на две недели следующего
учебного периода. Родители в письменной форме информируют
образовательное учреждение о желании получить отметку за четверть в
дополнительные сроки. Заместителем директора по УВР составляется график
проведения контрольных мероприятий для данного обучающегося,
директором школы издаётся приказ. После ликвидации неаттестации по
предмету рядом с «н/а» выставляется отметка.
5.8. Вопрос об оценивании обучающихся, пропустивших по каким-либо
причинам более половины учебного времени, не имеющих необходимого
количества отметок, приступивших к обучению в школе в конце четверти,
решается в индивидуальном порядке: по согласованию с родителями
(законными представителями) проводятся консультации учителямипредметниками, тематический контроль до завершения учебного периода.
5.9. Годовые отметки по каждому учебному предмету, курсу, модулю
определяются как среднее арифметическое четвертных отметок с учетом/ без
учета тематических проверочных работ в соответствии с учебным планом и
выставляются всем обучающимся школы, начиная с 2-го класса, в
электронный журнал успеваемости целыми числами в соответствии с
правилами математического округления.
5.10.
Годовая отметка по учебному предмету «Основы безопасности
жизнедеятельности» обучающимся 10 классов (юношам) выставляется с
учетом отметки за учебные сборы, исходя из индивидуальных оценок,
полученных за выполнение каждого норматива (раздела обучения).
Обучающимся, уклонившимся от учебных соборов, выставляется
неудовлетворительная отметка за учебные сборы.
6. Ликвидация академической задолженности
6.1. Обучающиеся и экстерны, имеющие академическую задолженность,
вправе пройти промежуточную аттестацию по соответствующим учебному
предмету, курсу, дисциплине (модулю) не более двух раз в сроки,
определяемые приказом директора школы на основании решения
педагогического совета, в пределах одного года с момента образования
академической задолженности. В указанный период не включаются время
болезни обучающегося.
6.2. Обучающиеся и экстерны обязаны ликвидировать академическую
задолженность по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) в
установленные школой сроки.
6.3. Для проведения промежуточной аттестации во второй раз приказом
директора школы создается комиссия, которая формируется по предметному
принципу из не менее трех педагогических работников. Персональный состав
комиссии утверждается приказом.
6.4. Ликвидация академической задолженности может проводиться
письменно, устно, в других формах:
письменные виды аттестации: диктант, контрольная работа по
математике, изложение с разработкой плана его содержания, сочинение или
изложение с творческим заданием, тестовая работа, письменный зачёт, тест,
метапредметная комплексная работа;
устные виды проведения аттестации: проверка техники чтения,
защита реферата, зачет, собеседование и другие.
6.5. Результаты
ликвидации
академической
задолженности
по
соответствующему учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю)
оформляются протоколом комиссии.
6.6. Протоколы комиссии с результатами ликвидации академической
задолженности обучающихся хранятся у заместителя директора по учебновоспитательной работе. Протоколы комиссии с результатами ликвидации
академической задолженности экстернов хранятся в личном деле экстерна
вместе с письменными работами.
6.7. Положительные результаты ликвидации академической задолженности
обучающихся фиксируются ответственным педагогическим работником в
электронном журнале успеваемости в порядке, предусмотренном настоящим
Положением.
6.8. Обучающиеся, не ликвидировавшие в установленные сроки
академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их
родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение,
переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в
соответствии с рекомендациями ПМПК либо на обучение по
индивидуальному учебному плану.
7.
Промежуточная и государственная итоговая аттестация
экстернов
7.1. Лица, осваивающие ООП соответствующего уровня общего образования
в форме самообразования, семейного образования либо обучавшиеся по
не имеющей государственной аккредитации образовательной
программе,
вправе
пройти
экстерном
промежуточную
и
государственную итоговую аттестацию в школе.
7.2. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся
вправе выбрать школу для прохождения аттестации на один учебный
год, на весь период получения общего образования либо на период
прохождения конкретной аттестации.
7.3. При прохождении аттестации экстерны пользуются академическими
правами обучающихся по соответствующей образовательной
программе, в том числе вправе принимать участие в олимпиаде
школьников.
7.4. Сроки подачи заявления о прохождении промежуточной аттестации
экстерном, а также порядок возникновения, изменения и прекращения
образовательных отношений с экстернами устанавливается локальными
нормативными актами школы.
7.5. Школа утверждает график прохождения промежуточной аттестации
экстерном, который предварительно согласует с экстерном или его
родителями (законными представителями). Промежуточная аттестации
экстернов проводится по не более одному учебному предмету (курсу) в
день один раз в год.
7.6. До начала промежуточной аттестации экстерн может получить
консультацию по вопросам, касающимся аттестации, в пределах двух
академических часов в соответствии с графиком, утвержденным
приказом о зачислении экстерна.
7.7. Экстерн имеет право на зачет результатов освоения учебных предметов,
курсов,
дисциплин
(модулей),
практики,
дополнительных
образовательных программ в иных организациях, осуществляющих
образовательную
деятельность,
в
порядке,
предусмотренном
законодательством РФ и локальным нормативным актом школы.
7.8. Промежуточная аттестация экстерна осуществляется педагогическим
работником,
реализующим
соответствующую
часть
ООП,
самостоятельно в сроки и формах, установленных приказом о
зачислении экстерна.
7.9. Результаты промежуточной аттестации экстернов фиксируются
педагогическими работниками в протоколах, которые хранятся в личном
деле экстерна вместе с письменными работами.
7.10. На основании протокола проведения промежуточной аттестации
экстерну выдается справка с результатами прохождения промежуточной
аттестации по ООП соответствующего уровня общего образования по
форме согласно приложению к настоящему Положению.
7.11. Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по
одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам
(модулям) или непрохождение промежуточной аттестации при
отсутствии уважительных причин признаются академической
задолженностью.